Клуб у часовых.Этот месяц назван так в честь древнеримского бога войны Марса, который прежде признавался защитником мирного труда. В Древней Руси март называли «сухий», подметив бедность этого месяца осадками, а также «протальник», «капельник», «зимобор», «свистун», «пролетье». Март — не весна, а предвесенье. Март неверен: то плачет, то смеется. Пришел марток — надевай семеро порток. Приметы марта: Март с водой — апрель с травой, май с цветами. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай. Если в марте снежок задуличами — будет урожай на огорожанину и ярицу. Мартовский гром — к плодородию. Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое. Первый гром весной — признак наступающего тепла. Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо уродятся овощи и яровые хлеба. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. марта - День Маремьяны-кикиморы. Эта ветреная особа не отличалась постоянством: под настроение могла и помочь, и навредить. В разных местностях ее представляли по-разному: то черноволосой девкой с горящими, как уголья, глазами, то уродливой старухой — женой домового или лешего. О погоде этого дня говорили так: Вздел Ярило зиму на вилы. 2 марта - День Феодора, в который ждали мороза: И в марте, бывает, вода льдом застывает. Иногда и март морозом хвалится. На Федора серая ворона начинает строить гнездо. В этот день принято молиться об отыскании пропавших людей и вещей, отчитывать от неприятностей и злых духов амбары, хранилища семян, домашний скот и всех домашних животных. 3 марта - Оттепель. Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал. Устраивали банный день, предварительно наложив крестное знамение на воду и трижды прочитав заговор: Как матушка-водица течет и обмывает все каменья и коренья, так пусть с раба Божиего все скатится и свалится, все страхи, испуги, переполохи, сколодки, порча, бессонница скатятся, свалятся за горы, за луга, за темные леса. Аминь. В ночь на 4 марта снятся провидческие сны, которые нужно записать, но никому не рассказывать. 4 марта — Вешние обереги. 5 марта — День Льва Катанского, сильные ветры. Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул — все рубахи раздул. Хозяйки пекли кокурки — крутые колобки на коровьем масле. В этот день не советуют смотреть на звезды, «а то скатится с твоей жизни вешнее времечко под стать падающей звезде». 6 марта — День преподобного Тимофея, весновея. Выходили на завалинку старики, на печи зиму коротавшие, погреть на весеннем солнышке свои косточки. Тимофей-весновей — уж тепло у дверей. Весновей теплом веет — стариков греет. Дожить до весновея, а там и зима не страшна. По Тимофею весна. Считалось, что с этого дня необходимо каждый день гулять на свежем воздухе. 7 марта — День Маврикия. В этот день можно увидеть первых грачей, скворцов и жаворонков. Отмечался он и первыми солнечными оттепелями. Увидел скворца — знать, весна у порога. Сколько жаворонков — столько и проталинок. Рано прилетели грачи да жаворонки — к теплой весне. Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне. 8 марта — День Поликарпа. С 8 по 15 марта ждали возвращения холодов. Март любит куролесить: морозом гордится и на нос садится. На Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. Если в этот день ясно, то и Пасха будет такая же; снег — к холодной Пасхе. Луна рогатая и яркая — еще будут сильные морозы. 9 марта — Иванов день (День обретения главы Иоанна Предтечи). В марте птичье потенье — гнезд обретенье. Птица завивает гнездо, а,перелетная летит из теплых мест. Приметы этого дня: Если выпадает снег — то и Святая неделя (Пасха) будет холодной, а если сухо, то не ожидай дождя и в Пасху. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне — жди лета холодного. 10 марта — День Тарасия-кумошника. С этого дня не принято спать днем, чтобы не напала кумоха — лихорадка. Тарас, не опрокинь на матрас! 12 марта — День Прокопа-дорогорушителя. Торжество весенней распутицы. Вездесущие ребятишки ходили в лес и на первых проталинах разыскивали прошлогоднюю «морену» — клюкву и бруснику. Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали. 13 марта —День преподобного Василия-капельника. Оттепель. Придет батюшка Василий-капельник, и зима заплачет. • На Василия-теплого солнце в кругах — к урожаю. 14 марта — День Евдокии-Плющихи, названный в честь преподобномученицы Евдокии. Евдокия — весновка, свистунья, летоуказательница, В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год, С Евдокии погоже — все лето пригоже Каковы Евдокеи, таково и лето. Авдотья красна — и весна красна. На Евдокию снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному. Евдокия — замочи подол, под порогом мокро. У Евдокии вода, у Егорья (6 мая) трава. С Евдокии-Плющихи — первые оттепели. День Евдокии ясный — на огурцы, капусту и грузди урожай. Лужи на Евдокию у порога — пасечники в меду, купаться будут. Длинные сосульки — к ранней весне. Образ святой Евдокии слился в народном сознании с образом Весенницы — святой, которая посылает на землю весну. Если она прогневается, может задержать весеннюю воду, а потому крестьяне боялись ее и 1 марта не работали. В этот день они приносили в дом снежницу — талую водицу, умывали ею детишек, утирали больных, кропили стены, давали курам, чтобы хорошо неслись. Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить. Женщины принимались за ткачество — этой работой они были заняты вплоть до посевной. Оканчивались сроки зимних наймов, начинались весенние (с Евдокии до Егория). Евдокия-Плющиха — хранительница ключей от весенних вод. От ее настроения зависит, скоро ли начнут таять реки. 15 марта — День Федота-ветроноса, названный так в честь священномученика Феодота, епископа Киринейского. В этот день ждали оттепели и ветра. Федот злой — не быть с травой. На Федота занос — долго травы не будет. Евдокия-то Федота не спросила, весну снарядила. Вот и серчает этот денек. Если в этот день случался мороз, говорили так: Федот — да не тот. 16 марта — Крестьяне крест-накрест переходили поле — приносили ветки для костра, привозили навоз. Это было нужно для того, чтобы солнце разогнало недобрую силу, согрело землю. Примечали: какова середина марта, таково и лето. 17 марта — День Герасима, названный так в честь преподобного Герасима Иорданского. В этот день ждали прилета грачей. Грачиное перо, подобранное на пахоте, считали оберегом. Герасим-грачевник грачей пригнал. Увидал грача — весну встречай. Грач на горе — так и весна на дворе. Прилетели грачи — через месяц сойдет снег, а журавли — скоро тронется лед. Если грачи летят прямо на гнезда — будет бурная весна. Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно сеять. В этот день нельзя обувать новые туфли: Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть. 18 марта — День Конона-огородника, градаря. Независимо от погоды в этот день принято начинать пахать огород — по поверью, в этом случае урожай обязательно будет богатым. «Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много», — утверждалось в старинных месяцесловах. Кроме того, самое время замочить семена капусты и помидоров для парников. Чтобы не сглазить урожай, делать это полагалось «без чужого глаза», а в колодец, из которого брали воду для семян, нужно было бросить медную денежку. В этот же день следовало подготовить парники, а в целях борьбы с огородными вредителями и засухой выкопать на огороде три лунки, приговаривая: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей». Конон пришел — на огород позвал. Коли на Конона ведро — лето будет без града. 19 марта — Обходили колодцы кругами, чтобы горькими стоками не полнились, чтобы вода была чистой. 20 марта — Чинили крышу и печь. 22 марта — Сороки (день сорока мучеников Севастийских). День сравнялся с ночью: На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается. На сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья. От Сорока мучеников отсчитывали сорок утренников (утренних морозов), и вдень Зосимы-пчельника (30 апреля) начинали сеять гречку. Этот день — вторая встреча весны (первая — на Сретенье, 15 февраля). Люди радовались тому, что прошла половина Великого поста и приближается Пасха. У богини Лады, охранительницы, особенно почитаемой славянами, испрашивали разрешения закликать весну: Благослови, мати, Ой, мати Лада, мати, Весну закликати. Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Тому, кто первым увидит его и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Хозяйки выпекали из ржаной муки «жаворонков» с распростертыми крыльями, глазки делали из сушеных ягод. Дети насаживали печенье на колышки или подвешивали на ниточках, выносили на улицу, подбрасывали вверх и кричали заклички: Жаворонки, прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотинку поморила. Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С радостью, с огромною милостию: Со льном большим, С корнем глубоким, С хлебом великим. Весь день дети играли, водили хороводы на подтаявших лужайках, а под вечер прикрепляли печеные фигурки к веткам деревьев, прятали их под крыши домов и сараев, скармливали скоту и съедали сами. Кому из мужчин попадется «жаворонок» с запеченной монеткой — тот назначался «семейным засевальщиком», разбрасывающим первые пригоршни зерна. В Белоруссии вместо «жаворонков» пекли «аистов», в южных областях — «куликов». В некоторых местностях после принятия христианства стали готовить печенье в виде небольших крестиков, обладающих, по поверьям, большой живительной силой. В такое печенье запекали различные предметы, символизирующие богатство или бедность, счастье или неудачи. Собравшиеся за столом члены семьи одновременно разламывали доставшиеся им фигурки и гадали на свою судьбу. Дети выбегали на улицу с печеньями-крестиками и выкрикивали заклички: Крестики, крестики, жавороночки, Крест подают и водой обдают, Половина-то говина перевалится, Кадка с молоком перекатится. Если же дни стояли морозные даже после закликания весны, то крестьяне выбрасывали на улицу специально испеченные колобки — шарики из теста — и выставляли на крыльцо миску овсяного киселя, приговаривая: Мороз-Красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся подобру-поздорову! Таких колобков можно было испечь сорок штук и выбрасывать каждый день по одному, ежедневно напоминая забывчивому морозу о том, что пора и честь знать. Верили, что мороз, наевшись угощения, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их весенних посевных работах. Таким образом, ритуальное выпекание хлеба призвано было способствовать новому урожаю. Позвав весну, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам. 24 марта — День Евфимия. Если холода к этому времени заканчивались — предстояло теплое лето. 25 марта — День преподобного Феофана, Феофан — проломи наст. На Феофана туман — урожай на лен и коноплю. Если в этот день вдруг заболеет лошадь, то все лето для работы годно не будет. 26 марта — День Никифора. На Никифора медведь в берлоге потягивается. Прилет ранних гусей — к урожайному лету. Рыбаки примечали: по последнему льду хорошо клюют плотва, окунь и язь. 29 марта — День Саввина. На Саввина сани покинь, телегу подвинь. Если на Саввина тепло, то весна будет теплой. Если чайка прилетела — скоро лед пройдет. 30 марта — День Алекеея-солногрея, или Алексея теплого. День назван в честь преподобного Алексия, человека Божьего. Алексей — с гор потоки. На Алексея выверни оглобли из саней. Алексей — человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит. Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей. Сверху печет, снизу течет. Алексей — теплый — сани на поветь. Каковы на Алексея ручьи, такова и пойма (разлив). Если в этот день появлялись большие ручьи — ждали теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев. Дети пускали в весенние ручейки кораблики, вырезанные из коры, и соревновались — чей поплывет быстрее. Кораблик плывет, Товары везет: Все дешевые, Все грошовые! Смолы да вару — На грош всего товару; Дыму да ветру — Ничего в трюме нету! Дети играли в детскую весеннюю игру «Родничок»: становились друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывали друг друга руками за пояс и пели песню. Спев, боком перепрыгивали через ручей на другую сторону, мешая при этом друг другу, придерживая и стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды — из игры выбывает. 31 марта — День Кирилла. Окончательный переход на летние виды транспорта. Кирилл — дери полоз. Появление комаров в этот день предвещало тепло. |
|
||
Бесплатный конструктор сайтов — uCoz |